Общество правды  

Докладчик:
Шолыганов Андрей Евгеньевич, аспирант кафедры «Социальная психология» Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, инструктор ОРЮР.
-----------------------------------------------------------------

В современной России осознается падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности.

В процессе трансформации российского общества в 1990-х годах понятие воспитания почти исчезло из сферы отечественного образования и молодежной политики, из деятельности СМИ. Стала предаваться забвению проверенная практикой идея о том, что составляющими гражданского становления человека являются трудовое, патрио-тическое и нравственное воспитание. Теперь выяснилось, что эти направле-ния не могут игнорироваться.
Вопросы воспитания, к сожалению, пока еще решаются плохо. И подлинная причина – не в неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а в том, что в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на которых можно и нужно воспитывать молодежь.

Прав был известный русский философ И.А. Ильин, говоря, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно… развязывает и поощряет в человеке волка» . Именно эта проблема стоит перед всей современной российской системой воспитания и образования.

В целом результаты многих исследований молодежи позволяют заключить: события последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодежи выявляется отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании. Поэтому настоятель-ной необходимостью является формирование системы воспитания и социализации молодежи.

Главным препятствием в реализации общественного воспитания молодежи в на-стоящее время является противоречие между его просоциальным, нравственным характером и антисоциальными, аморальными условиями отечественных нецивилизованных условий рынка, инфраструктуры досуга и СМИ, вопиющий разрыв между сверхбогатыми и крайне бедными слоями населения. Современный молодой человек в России, с одной стороны, находится в более или менее нормальной нравственной обстановке семьи, школы, высшего учебного заведения, работы (прежде всего, на государственных предприятиях), а с другой стороны, на улице, в транспорте, в сфере развлечений и досуга оказывается в совершенно иной атмосфере. Его окружает навязчивая двусмысленная реклама, иногда переходящая все нормы элементарной этики, ключевыми! словами которой являются "наслаждение", "соблазн", "искушение". Активно рекламируются алкоголь, пиво, сигареты, сомнительные для здоровья напитки. Визуальный и вербальный ряды этой рекламы порой поражают своей пошлостью и бесстыдством.

Поневоле возникает умозаключение, что деятельность отечественных СМИ подчинена странной сверхзадаче (помимо бизнеса и прибыли), а именно - оболвани-ванию аудитории, превращению людей, и прежде всего молодежи, в подобие римской черни, жаждущей хлеба (ныне пива) и зрелищ, т.е. в биомассу, которой можно легко манипулировать.

Системообразующим фактором работы с молодежью видится, прежде всего, духовно-нравственное воспитание современного молодого человека. Без основополагающих возвышающих ценностей развитие личности и групп, общества просто невозможно. Отказаться от этого опыта тысячелетий было бы, по меньшей мере, легкомысленно.

Академик Д.С. Лихачев в интервью, данном им незадолго до смерти петербургской молодежной газете «Смена», говорил об ожесточении людей и падении культуры во всем мире и о том, что выход из положения, в котором оказалась наша страна, он видит «в образовании с воспитательным уклоном. Надо сделать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения» («Смена», 1999, 16 сентября).

Очевидна потребность в новых, отвечающих возрастным особенностям подростков и специфике современной ситуации средствах, дополняющих социализирующий потенциал семьи и школы. Эти средства должны разрабатываться на базе соответствующего понятийного аппарата, важнейшей составляющей которого является понятие социальной компетентности. Именно в рамках этого понятия можно описать то, какими свойствами должна обладать личность, чтобы она могла противостоять трудностям современного общества и справляться с требованиями динамичной, развивающей, во многом противоречивой и агрессивной социальной среды.

В настоящее время социальная компетентность становится все более значимой во всех сферах социальной жизни человека, а не только в профессиональной деятельности, и признается интегративной характеристикой современного индивидуума. Само качество социальной компетентности характеризует человека, успешно прошедшего социализацию и способного к адаптации и самореализации в условиях современного общества.

Социальная компетентность — это интегральное лич-ностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица.

Как отмечают исследователи, существует острая необходимость «определения области эффективного влияния системы психологических условий на развитие не отдельно взятых личностных характеристик, а социально компетентной целостной личности, способной к самостоятельному построению значимых жизненных перспектив» , которая готова не только адаптироваться в обществе, но и противостоять давлению изменяющегося социума и оказывать на него преобразующее воздействие.

Эффективным средством формирования социальной компетентности в подростковом возрасте могут выступать многие современные общественные институты, организации и объединения, а также отдельные программы, информационные технологии и так далее.
Существует воспитательная система, универсально и эффективно отражающая цели, принципы и методику воспитания социальной компетенции у подростков. Это есть Скаутинг. Столетний опыт деятельности Скаутского движения показал эффективность сложившейся в нем системы формирования социальной компетентности личности.

Главное в скаутском движении – утверждение той системы ценностей, которые мы и называем «общечеловеческими» - это: любовь к родине, охрана природы, товарищество, взаимоподдержка и взаимопонимание.
Скаутинг стремится быть необходимым для молодых людей в различных социо-культурных сферах, в которых они живут и развиваются, а также постоянно учитывать их потребностей в быстро изменяющемся мире. Как движение, Скаутинг должен постоянно адаптироваться к условиям изменяющегося мира, чтобы соответствовать стремлениям и потребностям молодых людей, оставаясь в то же время верным своим главным ценностям.

Из вышесказанного необходимо сделать следующие выводы:

1) Общество, утратившее систему позитивных ценностей, ничего взамен не предлагает. Отсюда в подростковой среде формируются собственные ценности, ориентированные на новые доминанты общества: жесткость, эгоизм, индивидуализм. В современной России осознается падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств.

2) Система ценностей в широком смысле слова – это внутренний стержень культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания. А потому необходимо в процессы воспитания и образования вернуть ценностные ориентиры.

3) Главным препятствием в реализации общественного воспитания молодежи в настоящее время является противоречие между его просоциальным, нравственным ха-рактером и антисоциальными, аморальными условиями отечественных нецивилизованных условий рынка, инфраструктуры досуга и СМИ, вопиющий разрыв между сверхбогатыми и крайне бедными слоями населения. Современный молодой человек в России, с одной стороны, находится в более или менее нормальной нравственной обстановке семьи, школы, высшего учебного заведения, работы (прежде всего, на государственных предприятиях), а с другой стороны, на улице, в транспорте, в сфере развлечений и до-суга оказывается в совершенно иной, аморальной атмосфере.

4) Очевидна потребность в новых, отвечающих возрастным особенностям подростков и специфике современной ситуации средствах, дополняющих социализирующий потенциал семьи и школы. Эти средства должны разрабатываться на базе соответствующего понятийного аппарата, важнейшей составляющей которого является понятие социальной компетентности. Существует острая необходимость определения области эффективного влияния системы психологических условий на развитие не отдельно взятых личностных характеристик, а социально компетентной целостной личности, способной к самостоятельному построению значимых жизненных перспектив, которая готова не только адаптироваться в обществе, но и противостоять давлению изменяющегося социума и оказывать на него преобразующее воздействие.

5) В современных условиях вследствие снижения социализирующих возможностей российской семьи и школы, возникает необходимость дополнительного целенаправленного формирования социальной компетентности подростков. Необходимо создание единого воспитательно-педаго-гического социокультурного пространства.

6) Эффективной системой воспитания подростков в системе общечеловеческих ценностей представляется Скаутское движение.


Литература

1. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. – 1999. – № 4. – С. 117 – 120.
2. Басова В.М. Формирование социальной компетенции сельских школьников / ГОУ ВПО Костромской гос. ун-т им. А.Н. Некрасова. – Кострома., 2004. – 279 с.
3. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 1993. – 113 с.
4. Днепров В.Д. Литература и нравственный опыт человека. – Л.: Сов. Писатель, 1970. – 424 с.
5. Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993. – 430 с.
6. Классическая социальная психология: учеб. пособие для вузов / под ред. Е.И. Рогова. – М.; Ростов н/Д: МарТ, 2008. – 413 с.
7. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российской обществе // Психол. Журнал. – 2005. – Т.26, № 4. – С. 89 – 97.
8. Марасанов Г.И., Рототаева Н.А. Социальная компетентность: Психологические условия развития в юношеском возрасте. – М.: Когито-Центр, 2003. – 171 с.
9. Нудько В.А. Множественность определений понятия «ценность» // Вопр. гуманит. Наук. – 2005. - № 3. – С. 88 – 90.
10. Разин А.В. Ценностная ориентация и благо человека. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. – 1996. – № 1. – С. 77-85.
11. Соколова Р. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию // Свободная мысль. – 1994. - № 1. – С. 52-61.
12. Солодовникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // СоцИс: Социальные исследования. – 2007. - № 2. – С. 32 – 39.
13. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994. – 142 с.


ДРУГИЕ ДОКЛАДЫ
СТРАНИЦА КОНФЕРЕНЦИИ

Hosted by uCoz