Обращение к участникам Конференции скаутинструктора Лидии Ткачевской, редактора журнала «Скаут-разведчик»  

Дорогие и уважаемые участники Конференции памяти скм. проф. Агапова-Таганского!

Я рада приветствовать всех вас – собравшихся сегодня в Москве в помещении Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье». Для меня (также как и многих эмигрантов, в частности, руководителей Организации Российских Юных Разведчиков) очень знаменателен тот факт, что существует такое учреждение, как Библиотека-фонд «Русское Зарубежье». Это означает, что Русское Зарубежье органически вписывается в историю России; что мы за рубежом – признанная вами, русскими, неотъемлемая часть России.

Дело в том, что мы, прожившие весь наш век на территории иностранной, всегда так себя и ощущали, но, как известно, было время, когда нас на Родине почитали врагами и изменниками. И, кроме того, при всех обстоятельствах, заслужить признание у своего народа – это всегда отрада, утешение и дар Божий.
В 44-м номере газеты «Скаутский мир» напечатана беседа витязя Григория Казакова с ирландским скаутом Реймондом Луи Смитом. Интересно, как правильно этот ирландец оценил разницу между их организацией и нашей. Я так и слышу его: «У нас (т.е. в Ирландии) – весело («We have fun»), у вас же – это дело». И он прав по сути.

Надо сказать, что и у нас весело и даже очень, но… не в этом цель, не в этом смысл. Как же так? Те же организации? В чем же дело?

Дело в том, что в западном мире, в особенности в США, за каких-нибудь последних 50-60 лет понятие счастья определяется английским словом “FUN”. А именно? Это беззаботное, поверхностное, забавное веселье. Это и нельзя назвать такой уж радостью; это больше развлечение, но стало будто неким пределом всякого блага. Оно стало неким неоспоримым критерием во всем. Искусство уже давно стало расцениваться именно так: не красота, не мысль, нет! Развлечение – вот критерий!

Не удивительно, что к скаутизму такой же подход. Например, успешный брак – должен иметь “FUN”. Оказывается, выбор профессии основывается на заботе о приобретении в ней “FUN”. Образование уж и подавно на этом только и держится, чтобы был “FUN”. Увлекаются до того, что, скажем, материнство описывается как источник “FUN”. И дошло до того, что протестанские “церкви” зазывают к себе прихожан на службы, обещая им “FUN”.

И хотя тут есть доля правды, потому что во всякой деятельности человека существует элемент увлечения, интереса и, следовательно, удовольствия, но если возводить это в причину, мотивацию всей деятельности – получается своего рода аберрация, искажение самой природы и творческого духа человека.

Иерархия ценностей, которую чувствствует по природе всякий человек и которая явно установлена Христианством, теряется или, вернее, извращается.
Как я уже упоминала, так было не всегда, это происходило на наших глазах. Мы знаем, что лорд Роберт Баден-Пауэлл строил свое юношеское движение и его кредо на основах нравственности и взял игру или, если хотите, тот же “FUN”, как средство, но не цель. Но постепенно произошла деградация; она происходит в западной культуре вместе с постоянным и неустанным отступничеством от Духа Христианства. И я, именно уточняю – от Духа Христианства, потому что номинально северо-американский материк себя именует христианским.

Стоит обратить внимание на тот факт, что русская эмиграция оказалась своего рода инородным телом в Западной Европе, а позже и в Западном полушарии и Австралии. Может быть, если бы мы так и жили в царской России в благополучии, нас бы тоже одолела мода на апостасию, и наше скаутское движение сосредоточилось бы на палатках и спорте. Но нас в России постигла революция, т.е. катастрофа, да какая!

Встряска была столь колоссальна, что та самая «гнилая интеллигенция» и «расслабленное дворянство», очутившись в изгнании, обратились всем сердцем к своим корням, к духу Православия. Так было переосознано воспитание младшего поколения, совершилась переоценка русской истории.

Отразился этот процесс и в скаутской идеологии. Скаутмастер Максим Владимирович Агапов-Таганский организует курс для руководителей, который не ограничивается вязанием узлов, лазанием по скалам, а главной основой полагает Свет Истины, нравственное дело, духовный рост. Оттуда и девиз «Будем как солнце!». Что ж, разве это возможно – сиять как солнце? Нет. Но стремиться к этому – да! Сам Христос зовет нас: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5,48).

Итак, нет предела для духовного восхождения. Отражается это понятие в русской литературе и глубоко раскрывается в трудах святых отцов. Может быть, скаутмастер Агапов-Таганский имел в виду только то, что «своим оптимизмом скауты умножают количество добра на земле», но позже Б.Б. Мартино и другие направляют курсовые стопы дальше, выше. И российское скаутское движение приобретает дух подвига, дух христианского служения.
Прав ирландец Р.Л. Смит, что у нас это не просто забава: это все же Деяние. Для нас в эмиграции наши лагеря ОРЮР были, территорией Руси, причем уголком Святой Руси! Это не просто этническое общение. Это преемственность от Православия, от русской культуры, это приятие духа русского народа, в рамках скаутского быта.

Разрешите вспомнить нечто личное. Далекие 50-е годы XX столетия, далекая знойная Аргентина; на берегу реки Парана белеют палатки лагеря «Гангут» – лагерь ОРЮР. Пылает костер, и искры несутся ввысь ко звездам Южного Креста. Скаутмастер Юра Лукин своим зычным, увлекательным голосом уносит нас далеко в Россию, в прошлые века, к славным победам, к великим делам, под стяги царя Петра! Такие моменты незабываемы, такие слова врезаются в сердце, и оно отзывается необычной, особой любовью, любовью к своей Отчизне, к народу, который был, есть и будет. В детской душе вспыхивает что-то новое, любовь не плотская, не родовая только, а более высокое – любовь к народу, приобщение к духу своего народа.
Когда в 1990-м году мы, дружина «Царское Село», отправились в наше первое паломничество в Россию, мы стремились передать не просто знания и умения – наш завет состоял в том, чтобы вложить уголек русского разведческого духа в костер России. Мы мечтали, чтобы этот дух возгорелся и светил, так как он принадлежал и принадлежит России. И нас поняли, нас встретили и эстафету приняли.

И вот спустя 18 лет я читаю в «Скаутском мире» за «Круглым столом» высказывания скаутмастера Натальи Поляковой о Максиме Владимировиче Агапове-Таганском. Разрешите, я приведу ее слова, так как лучше не скажешь: «Агапов-Таганский зовет нас всех светить и согревать, а значит, и самим светиться. А по силам ли нам это? Самим – нет, а с молитвой и Божией помощью – возможно все. Христос сказал Своим ученикам: «Вы – свет мира», «Вы – соль земли». Вот какая у нас с вами высокая планка, вернее – цель». Спасибо, Наташа!

Спасибо всем вам, дорогие сестры и братья.
Всегда готова! За Россию!

Ски. ЛИДИЯ ТКАЧЕВСКАЯ (США), август 2008 г.


ДОКЛАД В МР3
ДРУГИЕ ПРИВЕТСТВИЯ
ДОКЛАДЫ

Hosted by uCoz