Значение и методы реализации опыта внешкольного воспитания детей и педагогического учения скаутмастера, профессора М.В. Агапова-Таганского  

Докладчик
Сергей Иванович Торнаги, доктор философии, кандидат психологических наук, председатель Международной ассоциации православных ученых, штабинструктор ОРЮР.
---------------------------------------------------------------------

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, уважаемые господа!
Скаутская педагогическая система, как собственно и многие научные идеи, выросла из гениальных догадок высокообразованных и благородных людей. Как и во всяком таком деле со временем находятся люди, которые систематизируют накопленные знания, подвергают глубокому научному анализу и ставят на новый уровень знаний, переведя идею из системы интуитивных знаний в сферу научных. Таковым и стал для русского скаутизма человек, которого мы сегодня с благодарностью вспоминаем.

Максим Владимирович Агапов, посвятил свою жизнь не только непосредственному жертвенному служению ближним в лице тех детей, которых он воспитывал, но и большому научному труду. Труду, который призван дать мощную энергию педагогической работе с подрастающим поколением.

Как носитель здоровой религиозности он хотя и сделал девизом своего служения фразу из стихотворения Бальмонта – «Будем как солнце», однако всегда имел в виду слова Священного Писания: "Любящие Господа да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!" (Суд.5:31). Он знал, что его труды не будут напрасны, и кто-то из его последователей, следуя словам апостола Матфея, с праведниками "воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Матф.13:43).

Профессор Агапов-Таганский не просто явление в русской педагогической науке, это фигура по своей интеллектуальной масштабности равная философу Ивану Ильину, с той лишь разницей, что Ильин формировал философские основы политического возрождения посткоммунистической России в целом, а Агапов заложил традицию воспитательной системы для возрастания тех, кто непосредственно призван возрождать Отечество. Традицию, в которой ребенку дается уникальная возможность стать полноценной, зрелой личностью ясно осознающей реальность, что позволяет ему стать действительно достойным гражданином России.

Как скаутмастер, профессор Агапов принимает на себя труд в той конкретной воспитательной области, которую не рассматривал подробно в своих работах великий русский философ.

Русская эмиграция, как мы знаем, имела два основных служения. Одно из них - это несение Православной веры западным народам, а второе - сохранение и умножение интеллектуального и культурного богатства, накопленного русской цивилизацией за свою полуторотысячелетнюю историю. И которую пыталась уничтожить международная террористическая банда большевиков, заявлявшая, что само понятие русской истории есть понятие контрреволюционное.
Наша же святая обязанность подхватить сохраненное нашими собратьями-эмигрантами педагогическое богатство. Сохранить энергию того импульса, которую ему дала русская педагогика за границей. Наше поколение несет двойную ответственность за решение таких задач, потому что в нынешний период истории нашего Отечества повсеместно царят растерянность, безволие, угнетенность, моральное разложение и дезинтеграция. Явные признаки системного кризиса нации, что может привести к исчезновению государства с карты мира. Думаю, помимо упоминания Византийской империи вы и сами можете привести свои исторические примеры подобного развития ситуации.

Учитывая всё это, а также иные обстоятельства, чрезвычайно важным видится собирание всех ресурсов стабильности. Одним из них является разведческая система внешкольного воспитания подрастающего поколения. Теперь, в преддверии 100-летнего юбилея российского детского движения мы уже можем с уверенностью сказать, что это явление позитивно и определенно полезно, т.к. данная педагогическая система решает проблемы гармоничного воспитания личности человека, способного достойно понести ответственность как в семейных, так и социальных отношениях.
В чем же может выражаться такая работа? Прежде всего необходимо, на мой взгляд, еще раз, а priori*, собрать и проанализировать наследие как профессора Агапова-Таганского так и других замечательных педагогов эмиграции, объединив это все с учениями Сухомлинского, Макаренко и др., которые трудились вопреки давлению коммунистов.

Абсолютно уверен в том, что Максим Владимирович Агапов был бы противником мемориального хранения его наследия. Он сам был новатором и совершенно ясно, что доживи он до наших дней, многие его идеи были бы трансформированы в русле новейших достижений науки. Именно это и должно для нас стать руководством к действию, а не желание создавать мертвохранилище для реликвий эмиграции.
Существует острая необходимость создания условий, при которых станут возможными популяризация педагогических идей разведчества в России и глубокая научно-исследовательская работа. Уже достаточно многим в московской ОРЮР стала очевидна необходимость создания учреждения, которое могло бы соответствовать выполнению данных задач.

В процессе взаимных консультаций различных инициативных групп оформилась идея учереждения Научно-исследовательской лаборатории и учебного заведения дополнительного профессионального образования, объединенного, к примеру, таким названием как Академия эффективной педагогики ОРЮР им. профессора Агапова-Таганского.

Кроме вышеперечисленного здесь могла бы вестись работа по кадровому отбору и преодолению, распространенному в нашем обществе нездорового мифа о масонстве русского разведческого движения. А так же распространенных у нас фобий перед всякой формой социальной самоорганизации. Решать иные задачи по преодолению инерции отрицательной селекции в нашем обществе, запущенной человеконенавистнической советской системой и подхваченной звериным капитализмом. Бороться, на нашем уровне, с тем системным кадровым голодом, который, ощутили все структуры нашего государства, и о котором уже ясно высказывался даже экс-президент России Путин. Хотя, надо отметить, что трудно обнаружить какие-либо серьезные идеи, по преодолению данного кризиса, исходящие от руководства нашей страной.

Ныне очень популярна идея выращивания лидеров, а не воспитание участников всей структуры социума. Идея эта живет уже лет двадцать, а то и больше. Результат, думаю, вы знаете. Болезненное желание постоянно удовлетворять свою гордыню застилает людям глаза и не позволяет ясно взглянуть на себя и на окружающих. Заставляет совершать поступки, приводящие человека в психологический тупик. Принуждает быть не эффективным.
Чтобы проиллюстрировать свою мысль, я прошу представить, что вы едите в автобусе, который мчится по дороге. Вдруг вы замечаете, что за рулем нет водителя.
Ужас?
Да!
Примерно так живет средний обыватель.
Просто ДТП как образ жизни.
Ну, очевидно же, что необходимо срочно самому сесть за руль своего автомобиля, а не сидеть на заднем сидении и не разглядывать заманчивые картинки глянцевых журналов. Необходимо, прежде чем воспитывать детей, самим понять, что журнальные и телевизионные прелести и иллюзии обещают многое, но отнимают последнее.

Ясно осознать свой истинный профессиональный и социальный ресурс, стать успешным в своей нише и иметь высокие адаптивные способности. Вот установки, которые могут привести детей к положению самореализации во взрослой жизни и радости бытия. Думаю, специалисты, занимающиеся социальной психологией, подтвердят, что подобный кадровый отбор позволяет не только оказать услугу людям в частности, но и способствует стабильности всего общества.

Если перефразировать в позитивном смысле известное выражение, можно сказать, что нам нельзя ждать милости от власть имущих. Психологическое самосохранение и принятие ответственности за воспитание своих детей на себя – вот наша задача!
Педагогов, способных показать детям пути развития, и должна готовить Академия эффективной педагогики, которая будет базироваться на Научно-исследовательской лаборатории педагогики и психологии.

Благодарю за внимание.

________________________________________________________
* Буквально из предшествующего (лат.). Философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии Канта. Означает знание, полученное независимо от предыдущего опыта.


ДОКЛАД В МР3
ДРУГИЕ ДОКЛАДЫ
СТРАНИЦА КОНФЕРЕНЦИИ

Hosted by uCoz