Вклад В.В. Зеньковского в педагогику детского движения  

Докладчик: Ковшов Роман Валентинович, аспирант кафедры истории педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, учитель географии и истории, скаут-инструктор ОРЮР.
--------------------------------------------------------------------

В последние годы продолжается процесс возвращения на Родину наследия науки Русского Зарубежья. Современные российские ученые используют в своей работе неизвестные в коммунистическое время научные труды русской эмиграции. Одним из направлений гуманитарной науки, возвратившимся в Россию в 1990-е годы, является педагогика Русского Зарубежья. Данное направление российской педагогической науки существовало параллельно с советской ветвью. Обе эти ветви вышли из русской классической педагогии, но развивались на разных философских и социо-культурных принципах. Советская педагогика основывалась на классово-партийной ориентации образования и науки, русская зарубежная - на аксиологическом понимании для образования православия, культуры, свободы личности и традиций дореволюционной школы.

Педагогика Русского Зарубежья в первую очередь изучала проблемы образования и воспитания, появившиеся в эмиграции и неизвестные в дореволюционной школе. К таким проблемам можно отнести: психологический стресс у детей от пережитых потрясений во время гражданской войны и эмиграции; постепенную утрату подрастающим поколением родной культуры и языка; недоверие к русскому образованию у местных властей. Все это вызвало необходимость радикального обновления учебно-воспитательной методической базы русских школ, интернатов, кадетских корпусов, детских общественных организаций.

Наследие педагогической мысли Русского Зарубежья складывалось как результат работы известных ученых теологов, философов и педагогов. В 1920-е-1930-е годы возникают педагогические высшие учебные заведения в таких центрах русской эмиграции, как Белград, Париж, Прага, Харбин. В них создаются кафедры педагогики, психологии, педологии, физического воспитания, внешкольного образования. В эмиграции продолжалась деятельность русского общественного педагогического движения, проводились педагогические съезды.

Современный исследователь педагогики Русского Зарубежья Е.Г. Осовский выделяет три направления педагогической мысли в эмиграции.

Философско-образовательное направление

Оно связано с именами Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, С.Л. Франка и других русских философов, высланных в 1922 году из России. Составная ветвь мировой философской мысли, русская философия конца XIX - начала XX веков обладала своим оригинальным обликом. В.В. Зеньковский видел главное отличие русской философии в антропоцентризме философских исканий, увлеченности темой Человека, смысла его жизни и судьбы, моральных императивов.

Одновременно она глубоко социальна своими связями с жизнью общества. Антропологизм и социальность русской философской мысли предопределили ее внимание к «вечным» и актуальным проблемам культуры, образования, воспитания, самопознания и самосовершенствования личности, духовной жизни в эмиграции и России. Ярким представителем данного направления является Николай Александрович Бердяев. В книге «Смысл творчества» он представил процесс воспитания как самосозидание личностью своего внутреннего мира во время ее свободной творческой деятельности. Бердяев отмечал, что задача жизни «не педагогическая, не усвоительная», а творческая, обращенная в будущее, устремленная к идеалу. Он полагал, что творческое становление личности является одновременно и ее духовным становлением. Оно благотворно влияет на всего человека, на формирование положительных душевных качеств, физического здоровья. Философские размышления Бердяева о роли личного творчества в деле самосовершенствования человека совпадают с идеями педагогов-реформаторов того времени.

Гуманистическое направление

К представителям этого направления можно отнести педагогов-практиков С.И. Гессена, М.Н. Ершова, В.Д. Плетнева, В.А. Пейхеля, И.П. Тутышкина и других. Они были сторонниками личностно-ориентированной социально-трудовой педагогики, проявляющей уважение к детскому «Я», создающей условия для самореализации личности и раскрывающей перед ней общечеловеческие ценности культуры. Крупным представителем гуманистического направления был Сергей Иосифович Гессен. Его «Основы педагогики» были изданы в 1923 году в Берлине и переведены на многие европейские языки. Обучение Гессен представлял как сотрудничество учителя и ученика, которые охвачены взаимным интересом к учебному процессу. Он видел в образовании, прежде всего, культурологическую функцию. Гессен считал, что задача образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного.

Русская религиозная педагогика

К этому направлению принадлежали В.В. Зеньковский, К.А. Ельчанинов, Л.А. Зандер, И.А. Лаговский, С.С. Куломзина, прот. С.Четвериков и другие. Религия и церковь, став фактором национальной идентификации в условиях эмиграции, вызвали необходимость осмысления их социально-педагогической роли в формировании юношества, изучения особенностей религиозной жизни детей. Идеологами религиозной педагогики разрабатывались на основе христианской антропологии принципы, формы и методы православного воспитания и образования за рубежом. Для них характерен подход к проблемам педагогики исходя из особенностей русского религиозного сознания. Они основывались на том, что православие неотделимо от национальной культуры и этики. Главной для христианских философов и педагогов становится идея «оцерковления жизни», имевшая в виду активное духовно-нравственное и интеллектуальное воздействие православного церковного мировоззрения на все стороны жизни социума. Они отстаивали мысль об усилении связей религии с политикой, искусством, философией, литературой, образованием и наукой.
В поле зрения некоторых русских ученых-педагогов попадают не только русские образовательные учреждения в эмиграции, но и молодежные и детские общественные организации. Один из таких ученых – великий русский философ и педагог Василий Васильевич Зеньковский. На протяжении многих лет он возглавлял деятельность православного юношеского движения. В данной статье нами будут рассмотрены мало известные для современной педагогики работы Зеньковского по воспитанию детей в детских объединениях.
Василий Васильевич Зеньковский родился в семье учителя в Подольской губернии. По окончании гимназии он поступил в Киевский универси-тет, где учился на естественно-математическом и истори-ко-филологическом факультетах. В 1913-1914 годах слушал лекции в университетах Германии, Австрии и Италии. По возвращении стал профессором психологии в Киев-ском университете св. Владимира. В 1918 году Зеньковский занимал пост министра в правительстве гетмана Скоропадского, а в 1919 году организовывал работу Украинского православного Собора. В том же году эмигрировал сначала в Югославию, а затем в Чехословакию, где с 1923 по 1926 годы был директором Пражского педагогического ин-ститута. После 1926 года переехал во Францию и прожил там до конца жизни, являясь профессором Богословского института в Париже. В 1920-е-1930-е годы возглавлял одно из направлений педагогического общественного движения - Педагогическое Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей. В 1942 году Зеньковский принял священнический сан, а в 1944 году был избран деканом педагогического факультета Богословской Академии.

С 1923 по 1926 годы Зеньковский являлся председателем Русского студенческого христианского движения (РСХД) и вплоть до своей смерти продолжал участвовать в делах данного движения. Он стал редактором журнала «Вестник РСХД», в котором печатались статьи по православной педагогике. В 1926 году по приглашению YMCA (Международное христианское движение молодежи) совершил поездку в США, где знакомился с работой детских и молодежных христианских организаций. По итогам поездки им создано Бюро религиозного образования детей и молодежи в эмиграции.

Зеньковский был одним из немногих религиозных мыслителей, работавших на «стыке» философии, богословия, педагогики, психологии, литературоведения. Основные философские и педагогические сочинения В.В. Зеньковского: «Русские мыслители и Европа», «Н.В. Гоголь», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Психология детства», «Русская педагогика в XX веке», «История русской философии». Он организатор уникальных исследований по влиянию войны и эмиграции на детскую психику в 1916 и в 1923 годах.

Основными направлениями в педагогическом творчестве В.В. Зеньковского являлись психология детства и религиозное воспитание детей. В любой его педагогической работе (и психологической, и теологической) можно найти проблематику взаимодействия общества и личности.

Главным путем педагогического вмешательства в жизнь ребенка Зеньковский рассматривал постановку и решение основной задачи нравственно-религиозного воспитания: подготовить дитя к вечной жизни. Но, в отличие от Руссо, он не считал нужным для сохранения нравственного идеала отделять ребенка от социума. Зеньковский полагал заблуждением считать, что источник зла находится лишь во внешней среде. Он полемизировал с идеями педоцентризма, подчеркивая, что нельзя говорить о воспитании личности в детях вне содержания жизни личности, вне учета среды вокруг нее.

Зеньковский выступал за активное социальное христианство, реализующее себя в помощи ближнему человеку. Он считал важным проявлением духовности человека его природную социальность — тягу к общению. В основе воспитания, следовательно, должно лежать общение (соборность) как проникновение в чужой социальный мир для раскрытия собственного мира.


ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА
ДОКЛАД В МР3
ДРУГИЕ ДОКЛАДЫ
СТРАНИЦА КОНФЕРЕНЦИИ

Hosted by uCoz