ОРЮР: стратегия и тактика развития. Часть 2.  

ЭКСКУРС В ТЕОРИЮ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВОВ

До сих пор мы говорили о системе, как о некотором существе (рождается, живет, развивается, умирает, «не хочет умирать» и т.п.). С точки зрения объективности законов – это так и есть. Как бы мы ни старались, система все равно проживет именно S-образную жизнь.

Но никакая система на самом деле не живет сама по себе – ее создают люди, коллектив. Так вот – на примерах большого количества творческих коллективов была выявлена зависимость развития коллектива (как сообщества) от состояния создаваемой им системы на S-образной кривой.

Поэтому в жизни любого творческого коллектива также могут быть выделены три этапа, соответствующие этапам развития системы (рождение, развитие, умирание). Рассмотрим жизнь коллективов на этих трех этапах по следующим критериям:

1. Состав. Люди, составляющие коллектив.
2. Отношения внутри коллектива
3. Цели коллектива и отдельных людей
4. Язык общения с внешней средой

Первый этап

1. Люди.

Системы еще не существует. Есть Идея, в той или иной степени, разработанная (Дело). Есть первые успехи, опытно доказывающие возможность осуществления провозглашенной Идеи. Материальная база (лаборатория) – никакая: сарай, подвал, чердак, с постоянной опасностью быть изгнанными и оттуда.

Лидер коллектива – назовем его Изобретатель – человек, несомненно, незаурядный, даже гениальный. Но с точки зрения мира, общества – чудак, или даже сумасшедший. Под стать ему и соратники. Как правило, это «отбросы общества», «неудачники». Их немного, всего несколько человек, и публика эта весьма разношерстная, некоторые могут иметь весьма сомнительную репутацию, но здесь это не имеет никакого значения. Их объединяет вера в Идею Изобретателя, человеческая преданность ему и искренняя взаимная дружба. Общее в этих людях еще и то, что они все – дилетанты (в той области). Здесь две причины: во-первых, сама область техники (науки, искусства) еще не существует и объективно не может быть таких специалистов, во-вторых, нормальные образованные, опытные специалисты трудятся в других коллективах, которые производят нужные обществу системы. В этом коллективе могут оказаться и совсем случайные люди, далекие от исследуемой области (например, музыкант среди техников). Они приходят в коллектив «за кем-то», просто по дружбе, и стараются быть хоть чем-то полезными – готовят пищу, убирают, помогают во всем. Дилетантизм членов первого коллектива играет свою положительную роль: никто не знает «что можно, что нельзя», «что бывает и чего не бывает», т.е. раскрепощена психологическая инерция, которая зачастую мешает специалисту увидеть новое или принять «абсурдную» идею. Это – коллектив одержимых «странными идеями», сумасшедших.

2. Отношения

Отношения в коллективе самые неформальные – настоящее братство. Здесь царит дружба, любовь, взаимопонимание, готовность жертвовать собой ради ближнего, а главное – ради Идеи. Готовность терпеть любые лишения, лишь бы быть вместе, лишь бы делать Дело. Лидерство Изобретателя безоговорочно и основано на огромном к нему уважении. Но подчинение ему не формально, а по смыслу. Да и сам он не ощущает себя начальником по отношению к соратникам, и даже любой приказ звучит, скорее, как просьба. Рабочий день не нормирован – все работают, пока хватает сил. Удачи, а равно и провалы переживаются всеми членами коллектива одинаково – здесь нет правых и виноватых. Неудача – горюют все. Удача – все радуются. Это – коллектив истинных единомышленников, точнее сказать: «соумышленников». Такого единства в коллективе больше не будет никогда.

3.Цели

Личных целей у членов коллектива нет. Это – общество аскетов, «монахов», пожертвовавших всем своим личным ради служения Идее. Здесь нет интересов людей. Есть только интересы Дела. Экономический эффект (см.гр.7) отрицательный – одни затраты.

4.Язык

Язык первого этапа – ясный, понятный, образный. Он напрочь лишен профессиональных терминов. Коллектив всеми средствами пытается донести до людей красоту Идеи, полезность Системы, необходимость Дела. Поэтому язык первого этапа не скупится на выразительные средства, и творения членов коллектива (статьи, выступления и пр.) – настоящая «поэзия».

Второй этап

Систему заметили. Оценили. Появилась потребность, выраженная тем, что общественные структуры готовы вкладывать в новую систему средства. Планируется производить эту систему пока в небольших количествах, но с перспективой постоянного увеличения. Коллективу предоставляются для эй цели достаточные площади, необходимое оборудование, возможность привлекать специалистов для разработок самой системы и технологий ее производства.

1.Люди

Состав коллектива меняется. Изобретатель отходит на второй план. Он – лишь генератор идей и не способен возглавлять коллектив на этом этапе. Лидером в начале второго этапа становится кто-то из учеников, прошедший с Изобретателем первый этап, но в отличие от него, способный ладить с общественными структурами. На втором этапе коллектив существенно увеличивается. Приходят специалисты-разработчики. Это, как правило, люди творческие, увлеченные, которым в рамках старых систем было тесно. В отделах - «светлые головы», в цехах – «золотые руки» Интуитивно чувствуя перспективность новой системы, и безграничные возможности для творчества, они уходят с головой в создание и совершенствование этой системы. Еще раз может поменяться лидер коллектива. Это место займет тот, кто действительно будет более полезен для развития дела.

На этом этапе в коллективе впервые появляются люди нетворческого труда – работники аппарата (руководство, бухгалтерия, снабжение и т.п.) Коллектив становится неоднородным. Есть «производство» и «обслуживание».

2. Отношения

Отношения в коллективе претерпевают существенные изменения. Появляются формальные черты. Теперь это – общественная структура, которая должна быть согласована со всем устроением данного общества. Только так общество сможет питать эту новую систему. Поэтому появляются начальники и подчиненные, штатное расписание, плата за труд и т.п.. Соответственно, изменяются и отношения между людьми. Если на первом этапе коллектив можно было назвать одним словом «братство», то теперь это – «команда». В ней есть и дружба и преданность Делу, но теперь в команде не выживет «слабый игрок», потому что главным качеством члена команды стал профессионализм. Таким образом, кадры первоэтапного коллектива постепенно «вымываются» профессионалами. Сначала уходят люди случайные, затем – слабые специалисты. Даже Изобретателю здесь уже не выжить. Может быть, его поддерживают еще из уважения к заслугам, но в коллективе он уже никакой роли не играет. Здесь решаются уже совсем другие задачи, требующие более расчетов, конструкторских разработок, инженерных навыков, нежели новых идей.

Во главе команды – Главный Конструктор, умело определяющий направление развития системы и расставляющий силы команды для наиболее эффективной работы. Поначалу Главный Конструктор может быть и директором, но со временем, эти функции обязательно разделятся, поскольку интеграция системы в общественные структуры будет требовать все больше и больше усилий. Так появляется аппарат управления, и коллектив разделяется.

3. Цели

Если на первом этапе (как мы уже сказали) личных интересов у членов коллектива нет, то на втором этапе мы видим счастливое сочетание интересов Дела с интересами людей. Оплата труда на втором этапе – по труду. Кто много трудится, тот много зарабатывает. Работать в этой системе престижно, но заслужить право быть членом этого коллектива очень сложно (много требований – в основном, профессионального характера).

4. Язык

Язык второго этапа – это профессиональный язык науки, язык терминов, точный и ясный. Цель – согласование системы с научно техническими потоками. Как аппарат управления необходим для организации материальных потоков, питающих систему, так специфический профессиональный язык коллектива позволяет подключить систему к научно-техническому потенциалу общества.

*****************************************************************
В процессе развития системы, может возникнуть большое количество предприятий, занимающихся разработкой и производством этой системы, но коллективы каждого из них будут построены по одному и тому же принципу – в зависимости от состояния системы на кривой своего развития.

Третий этап

Как уже говорилось выше, система со временем исчерпывает ресурсы своего развития и объективно (!!!) развиваться дальше не может. И коллектив, наверное, должен заявить во всеуслышание о бесперспективности дальнейшей работы над системой заявить о самороспуске и заняться другой системой. Но так не бывает. Система развиваться не может, а коллектив (оказывается) очень даже может…

1. Люди

Процессы, которые начались еще на втором этапе, продолжают идти. Постепенно изменяется процентное соотношение «производственной» и «аппаратной» частей коллектива. Аппарат начинает увеличиваться. Система по-прежнему (даже еще более чем когда-нибудь) востребована обществом. Но при всем старании, из нее выжать больше ничего невозможно – ресурсы развития исчерпаны (это объективно). И тогда ее начинают изучать. Пока система способна развиваться – все научные разработки ведутся непосредственно в производстве и тут же внедряются в новых или перспективных моделях. Верный признак «загиба» кривой развития – возникновение отраслевого НИИ. Теперь будут расти не основные показатели системы, а численность коллектива. Коллектива, как такового, уже нет. Есть «кормушка», способная прокормить очень многих. Опять происходит смена лидера. Теперь коллектив возглавляет человек, для которого система уже ничего не значит, но очень много значит та структура, которая создана вокруг системы. Поэтому и люди, занимающие ответственные посты, подбираются соответственно этому

2. Отношения

Отношения внутри коллектива, с одной стороны, становятся довольно напряженными. Уже и в помине нет дружбы. В основном, каждый за себя. Если и происходят какие-то объединения, то это, скорее, «боевые союзы» против кого-то или для достижения каких-то целей. С другой стороны, все стабилизируется. Все сидят на своих местах и держатся за портфели. Ценится не то, сколько человек сделал для системы, а как долго он держится в коллективе. Появляются «стажные» почести, начинает работать «номенклатурная обойма». Если начальника переводят (с повышением или понижением), каждый занимает следующую ступеньку. Заведенный порядок может изменить только в несчастный случай.

3. Цели

Теперь интересы коллектива и развития системы направлены в противоположные стороны. Коллектив борется против системы. Борется за развитие самого коллектива. Ради этого создаются исследовательские институты, выдвигаются безумные глобальные проекты (типа переброски вод северных рек). И все силы коллектива уходят на защиту (точнее даже, протаскивание этих проектов). Производство становится чрезвычайно наукоемким. Каждый новый проект дает коллективу возможность расти и богатеть. В глазах общества этот коллектив выглядит очень солидно, престижно. Более того, именно такой коллектив считается «зрелым». Если появляется какой-то человек, говорящий или делающий противоположное, пытающийся доказать, что нужно развивать систему, а не коллектив, такого человека просто «съедают». На третьем этапе во много раз вырастает «бумагооборот», и даже простые производственные решения, которые на 2-м этапе решались одним словом ответственного лица, теперь требуют многочисленных согласований и утверждений.

4.Язык

Развивается специальный «шизофренический» язык. Это наукообразный, псевдонаучный язык. Очень длинные предложения, множество канцелярских оборотов, иностранных слов. Причем, это не термины, действительно точно называющие явление, а наоборот - греческие, латинские или английские слова, употребляемые с единственной целью – запутать читателя, придать тексту значимость, весомость, «научность». Чтобы читающий не мог обнаружить, что по сути за этим текстом ничего не стоит.
*****************************************************************

Вот - вкратце, основные черты коллективов на разных этапах развития системы. В это можно верить или не верить, соглашаться или не соглашаться, но практика показывает, что бывает именно так.

Причем, даже если это развитие происходит противоестественно, закономерности все равно проявляются. Так, например, во время войны небывалый скачок технической мысли в области технологий был вызван вынужденной перестройкой (в связи с эвакуацией заводов и мобилизацией кадров) множества промышленных предприятий, что «механически» перевело «зрелые» коллективы (структурно) на начало второго этапа. Или даже совершенно абсурдным способом – Сталин, «посадив» всех именитых авиаконструкторов, и создав из них новые «арестантские» КБ («шарашки»), сам того не подозревая, вывел советское авиастроение на новый технический уровень. И те же самые конструкторы, которые до войны занимались никому не нужными «монстрами-рекордсменами» (типа МГ - «Максим Горький»), за кратчайший период создали не только новое поколение военных самолетов, по всем показателям превосходящим лучшие мировые образцы, но и на долгие годы определили первенство СССР в разработках и технологиях авиастроения.
*****************************************************************
Из вышеизложенного мы можем сделать вывод, что наиболее продуктивным отрезком на пути развития систем является начало 2-го этапа. В производстве или в политике действует механизм конкуренции, надежно поддерживающий систему (и коллектив, соответственно) на 2-м этапе – конкурирующая система (партия или производство) постоянно заняты поисками, с одной стороны, недостатков «господствующей» системы, с другой – технологий, более полно удовлетворяющих интересам общества. Для непроизводственной и неполитической системы этот механизм не работает, и любое «признание» общества – есть попытка интегрировать систему в свою структуру, и, таким образом, поглотить ее, подавить ее индивидуальность. Поэтому, как это ни парадоксально, ОРЮР сегодня нужно использовать любую возможность «не быть признанными» обществом, быть «отделенными от государства» и т.п. Ибо общественный процесс в России сегодня развивается по очень опасному сценарию.


1 ЧАСТЬ ДОКЛАДА
3 ЧАСТЬ ДОКЛАДА
4 ЧАСТЬ ДОКЛАДА
ДРУГИЕ ДОКЛАДЫ
СТРАНИЦА КОНФЕРЕНЦИИ

Hosted by uCoz