ОРЮР: стратегия и тактика развития. Часть 4.  

Путь здесь видится только один – постепенное создание иной среды. (Продолжая сравнение с огородом – нужно вспахать, очистить, обработать кусочек целины, и посадить на нем то, что мы хотим вырастить. Тщательно ухаживать за ним, не смущаясь первоначальной скудностью урожая. На следующий год еще кусочек распахать и т.д. Бесполезно браться сразу за огромные площади. Нереально сегодня изменять уже сложившееся общество, но создать иное, (пусть маленькое) нравственное общество для ребенка – это в наших силах.

Именно так действует благодать Божья, подобная закваске, горчичному зерну. Даже всемогущий Господь начинает с малого, потому что ценность не в том чтобы «превратить камни в хлебы», а в том, чтобы этот «хлеб» вырос, созрел до способности плодоносить, снова вырос и т.д.

Именно так действуют благочестивые родители, создавая в очень малом пространстве своего дома, семьи совершенно иную атмосферу жизни, совершенно иные отношения и понятия. К сожалению, семья, как бы хороша она ни была – слишком мала по сравнению с миром. И даже, так называемая «плохая компания» зачастую способна перевесить авторитет семьи.

Так должна действовать школа. Надо отдать должное столь ругаемой ныне советской школе, которая была, прежде всего, именно воспитательным учреждением и создавала в сознании учащихся довольно прочную систему нравственных ценностей советского общества. Нынешняя школа совершенно не выполняет эту функцию (см. статью «Об иерархии» Похвальное слово авторитарной педагогике).
Так действует и Православная церковь. Но церковь сегодня отделена от государства (точнее было бы сказать: «государство отделено от церкви»). И нравственные ценности Православия доступны лишь тем, кто сам пришел в церковь и принял Христианство как образ жизни. Придет ли ребенок сам? Так ли уж привлекательна для него идея Христианства, образ жизни христиан на фоне современного мира? Поэтому ребенок приходит в церковь, как правило, с кем-то «за ручку».

Таким образом, мы подходим к пониманию необходимости существования некоторой силы, способной:

- как семья – создать определенную доверительную атмосферу взаимоотношений («взять за руку»);

- как школа, как церковь – предложить четкую иерархию нравственных ценностей и воспитывать ребенка в соответствии с этим («повести»);

- как общество – утвердить некий свод законов, обязательных для всех, и контролировать их исполнение («иметь на это право»).

Бог никогда не оставляет нас без помощи. И в 90-х годах ХХ века, когда мутный поток с Запада хлынул в пределы пост-советской России, именно в это время была обретена и бесценная жемчужина: ОРЮР - настоящая полнокровная детско-юношеская организация, бережно сохраненная патриотами России в чуждом Зарубежье.

Организация, удачно сочетающая в себе вышеперечисленные качества, способная создать для ребенка «свое» (близкое ему по возрасту и по духу) общество, членом которого ему хочется быть. И задачи, о которых говорилось выше, с которыми не справляется сегодня ни семья, ни школа, ни церковь, ни общество (по той лишь причине, что все эти части существуют сегодня порознь, разобщенно, часто мешая друг другу) по плечу Организации. То, внутреннее единство (ценностей, целей, и средств их достижения) основанное на обязательности служения (Богу, Родине, ближнему), опирающееся на Православный нравственный закон, способно сегодня дать нашим детям то, что делает человека (биологический вид - homo sapiens) личностью (Человеком Духовным)…

Нужно ли говорить, что цели и задачи организации сегодня не всеми воспринимаются именно таким образом, более того, такое восприятие нужно еще воспитывать, посредством воцерковления РС, специальных курсов и программ, вкладывать силы и, возможно, средства (хотя, возможно, гораздо интереснее вкладывать их в организационно-туристско-лагерную сферу)...

Есть и иной путь: отнестись к целям Организации по-другому, и, процитировав пункт 1.3. Устава ОРЮР, сказать, что перед ней стоят более приземленные задачи, но тогда ОРЮР станет в ряд со всеми «параллельными» организациями, и мы должны будем признать, что труд наших соотечественников за рубежом был напрасным, а судьба наша просто «параллельна» судьбе России.

Я прошу простить меня за, возможно, слишком жесткие заявления, но это – не из желания критиковать кого-то, просто так устроено Христианство: нам предлагается сравнивать себя с Христом (это всегда невыгодное сравнение), всегда «очень высокая планка», но всегда – верный компас – как идти к Истине.

-----------------------------------------------------------------
(1) Вспомним, к примеру, многочисленные теракты, и радость по этому поводу в мусульманском мире. Или узаконенное детоубийство (аборты) в разных странах

(2) Позволю себе в качестве иллюстрации привести пространную цитату из книги диакона А.Кураева «Вызов экуменизма»:
«…Мне однажды довелось, - пишет о.Андрей, - присутствовать при выработке экуменического документа. В марте 1991 года главы религиозных объединений Советского Союза решили совместно призвать народы к единству и миру. Текст, естественно, был подготовлен Патриархией заранее. Возражений он ни у кого не вызвал. Но вот, когда настала уже последняя минута перед подписанием, вдруг г-н Бычков, возглавлявший тогда баптистов, робко заметил, что ему неудобно подписывать документ, в котором нет ни родной евангельской цитаты: «мы же евангелисты, и у нас принято каждый шаг обосновывать авторитетом Слова Божия – так что меня просто не поймут, если я подпишу текст, не возвещающий Евангелие». Православные и католики с радостью его поддержали. Но тут взял слово главный раввин А.Шаевич и вполне резонно возразил, что ему совсем уж не с руки подписывать текст, апеллирующий к авторитету Нового Завета. Он предложил найти соответствующий призыв в Ветхом Завете. Христиане, понятно, возражать не стали: Библия есть Библия. Но едва только нашли соответствующий призыв ветхозаветного пророка, как встал исламский муфтий и сказал, что этого места нет в Коране. Но тут же он сам предложил выход из создавшейся ситуации: поскольку Коран в основе своей есть пересказ Ветхого Завета, то можно найти место, которое есть и там, и там. И вот, когда нашли-таки аят, говорящий, что «Творец создал нас для жизни», встал буддист… Он напомнил, что в буддизме нет понятия Творца. Пришлось ограничиться написанием «Истины» и «Мира» с больших букв.


1 ЧАСТЬ ДОКЛАДА
2 ЧАСТЬ ДОКЛАДА
3 ЧАСТЬ ДОКЛАДА
ДРУГИЕ ДОКЛАДЫ
СТРАНИЦА КОНФЕРЕНЦИИ

Hosted by uCoz