ОРЮР: стратегия и тактика развития. Часть 3.  

ЭКСКУРС В ПЛАНЫ ПРОТИВНИКА

1945 год. Аллен Даллес, американский генерал, руководитель политической разведки США в Европе, в последствии – директор ЦРУ:
«Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа; окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из
литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность. Отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубине народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности.

В управлении государством мы создадим хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего, вражду и ненависть к русскому народу: все это мы будем ловко и незаметно культивировать.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратив в посмешище. Найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества». (Цитируется по книге Митрополита Иоанна (Снычева), «Русская симфония», СПб, 1998 г. стр.328-329).

Настоящее призвание ОРЮР не в том, чтобы быть частью общества (государственной системы воспитания), а в том, чтобы служить «закваской» в среде подрастающего поколения, носителем Божией благодати, примером христианского служения, активно действующей в области нравственного воспитания, частью Церкви Христовой.

ЭКСКУРС в вопросы НРАВСТВЕННОСТИ

Нравственность. Какие же ценности должны быть положены в основу нравственного воспитания? Личные? Групповые? Общечеловеческие? Существуют ли вообще общечеловеческие ценности? Человек, воспитанный в советское время, на последний вопрос ответит обязательно положительно. Нас так учили…

Во многих учебных аудиториях предлагалось назвать эти самые «общечеловеческие ценности» Звучали предложения типа «мир», «жизнь человека», «жизнь ребенка» и т.п., но всегда находилось доказательство, что это ценность не для всех народов и времен (значит – не общечеловеческая)(1).

Дальнейший поиск приводил к снижению уровня ценности: «права человека», «собственность» и т.п. - опять не то. В конце концов, приходим к выводу, что для всех людей всех народов всех времен являлось ценностью «не гадить на пол в собственном жилище». Это – не юмор. Это действительный уровень общечеловеческих ценностей. Чуть-чуть приподнимем планку – сразу же начнутся разногласия.

Почему же так?
А дело в том, что:

1. Нет «нравственности вообще». Нравственность не бывает вне религии. Каждая религия (и именно религия) исповедует свою систему нравственных ценностей. Есть нравственность христианская, мусульманская, иудаистская, буддистская и т.п

2. За всю историю человечества не существовало ни одного безрелигиозного народа. И каждый народ имел, соответственно свой нравственный закон. (Даже «новая общность людей – советский народ» исповедовала свою «религию» – коммунизм, где было и «священное писание», и «подвижники благочестия», и «святые», и «царство небесное» (на земле, конечно), и даже «нетленные мощи». И конечно же – «нравственный кодекс строителя коммунизма»).

3. Попытка компромисса – соединения различных религий (экуменизм) (2) или полный отказ от «религиозных предрассудков» (атеизм) приводит лишь к снижению нравственных критериев, в конечном счете – к безнравственности. Таким образом, при определении направления нравственного развития нужно, прежде всего определиться, какой нравственный закон (читай – религия) будет лежать в его основе.
Россия сделала свой выбор более 1000 лет назад, приняв Православие. А 70 лет советской власти были просто самым крупным в истории Христианства гонением на церковь. Однако внешнее давление только укрепляет церковь, помогает смыть все ненастоящее, поверхностное. Истинное же и глубинное от внешних притеснений только крепнет. Именно поэтому, с крушением советского строя сразу же началось бурное восстановление и строительство храмов, а главное – возвращение людей к вере православной.

Но гонение на христиан не прекратилось. Напротив, оно сегодня только усиливается. И 20 лет «перестройки» нанесли нравственности русского народа гораздо больший ущерб, чем 70 лет советских гонений.

ЭКСКУРС в ИСТОРИЮ

Вспомним нашего великого соотечественника, защитника земли русской святого благоверного князя Александра Невского. В 13 веке Русь находилась меж двух огней. С востока – монголо-татары, с запада - немцы-шведы-литовцы. И все время своего княжения сначала на престоле Новгорода, а затем и всея Руси князь Александр воевал с «братьями-христианами» Запада и искал мира с «варварами-язычниками» Востока. При этом папа Римский Иннокентий неоднократно предлагал ему военную помощь для борьбы с татарами. Почему же благоверный князь являет полную покорность Орде? Почему победитель на Неве и на Ильмень-озере склоняет главу перед Батыем, говоря ему: «Тебя Бог надо мной поставил». Почему каждый раз едет в Орду с богатыми дарами? Вообще, всячески ищет мира с Ордой? - Потому что Орда, иго, сами варвары-язычники не опасны для Православия, и, стало быть, для всей русской жизни. А внешнее давление в виде ярлыков на княжение, дани, набегов, - никак не угнетает религиозного чувства русского народа, напротив - воспринимается как наказание Божие за грехи, испытание, которое нужно пройти. И гнет внешних тягот лишь усиливает единение вокруг Матери-церкви. Опасность же видится с Запада, и даже не в лице Папы (как иной власти), но католицизма (как иного учения - иной системы нравственных ценностей), стремящегося вытеснить собою Православие…

«Дикий» Восток, сметающий все на своем пути, помогает укрепить Русь, а «культурный» Запад пытается ее уничтожить. И мужественно бросается св. Александр свои полки на превосходящие силы Папы – и побеждает. И не менее мужественно склоняет он свою главу пред Батыем и Берке – и побеждает.

Радостно и грустно вспоминать эти страницы истории России. Радостно осознавать, что мы – потомки Святых Русичей. И грустно от того же. То, что с такими трудами было отвоевано нашими предками за 1000-летнюю историю Руси, мы потеряли за какие-то 20 лет. Советские гонения, как бы ужасны они ни были, не могли сломить Дух Православия. Быть верующим (а тем более, священнослужителем) в Советской России было не просто рискованно, но требовало от человека настоящего христианского подвига. Но, несмотря на это (точнее – благодаря этому), проповедь Евангелия в советские времена не прекращалась ни на день. И не только в церковной ограде. Вспомним литературу, кино советского периода – они по сути своей глубоко христианские. Пусть там нет упоминаний о Боге, но герои советского искусства ведут себя, как настоящие христиане. И стремятся к тому же (пусть не называя словом).
Идеальный образ западного кино – «добрый» человек («хороший парень»), умеющий постоять за себя и своих близких в борьбе со «злыми» («плохими парнями»), всеми средствами стремящийся к благополучию (идеальный финал) - никак не мог бы
удовлетворить советского зрителя (это, скорее, образ отрицательного персонажа – обывателя - в нашем искусстве). Не говоря уже о «симпатичных» ворах или бандитах (мы всегда знали, что зло обязательно будет наказано). В советском искусстве воспевался герой-«христианин-по-сути», готовый отложить, оставить, бросить все, что ему близко и дорого, ради ближнего, ради Родины (такой, какая она дана), готовый жертвовать собой ради высшей идеи, в конечном счете, ради любви, в самом евангельском понимании этого слова.

И «железный занавес», отделявший СССР от Запада, в этом смысле, тоже играл свою положительную роль…

…Однако, это уже в прошлом. Занавес разодран, Запад ворвался в Россию… И разрушения, произведенные этим последним вторжением в душе русского народа настолько велики, что не сравнятся ни с революцией, ни с войной («…то, что срамом слыло – стало доблестью, то, что доблестью было – оплевано…»). «Сникерсы» действительно оказались опаснее «юнкерсов»… На сегодня мы проиграли.

Поэтому нравственное воспитание подрастающего поколения - первостепенная задача общегосударственной, общенациональной важности. И всякий, кто взялся (несмотря на свои скудные силы) за ее выполнение – сегодня на вес золота. Тем более, что решать ее ему придется в условиях фронтовых – мир будет отчаянно сопротивляться.

Что могут реально сделать благочестивые родители в противовес разлагающим действиям целого мира. Возможно ли оградить ребенка от вредных влияний среды? Никак. Включите телевизор. Как грубо, но метко выразился один мой знакомый: «на всех каналах или ужасные рожи, или голые задницы, или то и другое вместе». Даже тщательно фильтруя содержание телепрограмм, мы вряд ли сможем оградить наших детей от сцен (хотя бы!) насилия и блуда. Даже, если выбросим на помойку телевизор, ребенок все равно это найдет в мире. В обычной жизни. Надо признаться, что сегодня мы уже создали среду, в которой будут воспитываться насильники и развратники. Сорняки, которые никто не сеет, не поливает, растут намного быстрее культурных растений, за которыми тщательно ухаживают огородники. И каждый знает, стоит ослабить усилия в борьбе с сорняками, они заполнят весь огород. Вот почему любые попытки воспитания нравственной личности сегодня непременно будут сопряжены с трудностями преодоления сопротивления враждебной безнравственной среды.


1 ЧАСТЬ ДОКЛАДА
2 ЧАСТЬ ДОКЛАДА
4 ЧАСТЬ ДОКЛАДА
ДРУГИЕ ДОКЛАДЫ
СТРАНИЦА КОНФЕРЕНЦИИ

Hosted by uCoz